Павел Руднев рассказал о «Свободе и несвободе в современной пьесе» в мастер-классе Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора

Павел Руднев рассказал о «Свободе и несвободе в современной пьесе» в мастер-классе Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора
COVID−19: в России за сутки выявлено 14 185 новых случаев
В России: по данным на 15 июня, с COVID−19 столкнулось 5 236 593человек за все время пандемии, за последние 24 ...
подробнее
«Неудачно пожарили зефирки»: дочь Алены Ашмариной получила ожоги лица
Дочь 34-летней экс-участницы «Дома-2» госпитализирована с обожженным лицом после семейных посиделок возле огня.Алена Ашмарина сообщила в «Инстаграме», что они со ...
подробнее

Третья онлайн-лекция нового проекта «Мастера театра и кино» Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялась 26 мая 2021 года. В рамках проекта известные деятели искусства проводят открытые мастер-классы, которые транслируются на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории.

На этот раз перед аудиторией выступил критик, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, арт-менеджер и преподаватель сразу нескольких творческих вузов Павел Руднев. Он прочел лекцию «Свобода и несвобода в современной пьесе». Как отметил ведущий трансляции, художественный руководитель Лаборатории Максим Линников, встреча с Павлом Рудневым была особенно полезной для драматургов, режиссеров, театроведов, а также для студентов и начинающих актеров.

– Когда мы говорим о современной пьесе, то имеем в виду постсоветский период, те самые 30 лет, которые прошли с 1990-х, – пояснил гость студии. – И, хотя слово «свобода» стоит в заглавии нашей лекции, драматурги даже в годы, насыщенные перестроечными настроениями, говорили скорее о том, что такое несвобода, основываясь на конфликте, контрапункте. Тема миражей, фальшивой свободы становится с тех пор центральной.

По словам Руднева, в перестройку стало возможным говорить о раскрепощении телесности и многих других ранее запретных вещах. Казалось бы, люди, получившие свободу, должны быть счастливы. Однако, к примеру, в пьесах Ольги Мухиной «Таня-Таня», «Летит», «Ю» люди, живущие в некоем подобии рая, имеющие все и влюбленные во всех вокруг, начинают зависеть от бесконечного наслаждения и чувственности, и это их отравляет.

— Клубная атмосфера становится не метафорой счастья, а метафорой близящейся катастрофы. Счастливый мир беременен будущей бедой, грядущей войной. У Мухиной есть тема, что поколение 90-х и нулевых – это последнее поколение, прощальное сияние, после которого – смерть, – рассказывает Павел Руднев.

Одним из самых важных и серьезных драматургов нынешнего времени театральный критик считает Ивана Вырыпаева. Он рассмотрел тему свободы на примере его пьесы «Пьяные». Основная мысль пьесы в том, что у человека потеряна связь с природой и высшим сознанием, Вселенной, и только устами пьяного глаголет Бог, потому что рациональное в это время отключается. Современный человек вроде бы свободен в своем ежедневном выборе, но всякий раз выбирает не то потому, что «не слышит шепот Господа в своем сердце». Важный момент у Вырыпаева, по мнению Руднева, заключается и в том, что любому человеку, даже атеисту, нужно выбрать символ веры, чтобы двигаться дальше. А вот как найти его, а главное, научиться не насаждать другим свои убеждения – еще одна серьезная тема, которая продолжается и в драматургии Дмитрия Данилова (речь об известной пьесе «Человек из Подольска», по которой был даже снят фильм).

– Несвобода понимается как насилие, естественно. Но в «Человеке из Подольска» возникает дилемма: полицейские с помощью насилия учат героя добру: говорят с ним об искусстве, патриотизме, любви к городу и так далее. Интересный момент: в театре мы всегда сострадаем жертве, но здесь я сострадаю не Николаю, а полицейским, потому что они говорят правильные, хорошие вещи. Зритель оказывается в странной ситуации: его развернули, и он начинает думать: а не есть ли я этот полицейский, который учит добру кого-то с помощью насилия? Почему-то мы всегда думаем, что мы хорошие, а другие плохие, – отмечает Павел Руднев.

Театральный критик рассмотрел также проблему ненужных устаревших знаний и довлеющей над человеком памяти как одну из форм несвободы в пьесе «Посадить дерево» Алексея Житковского: они парализуют и не дают действовать в непривычных условиях и обстоятельствах. Остановился он и на пьесах «Большая советская энциклопедия» Николая Коляды и «Собрание сочинений» Евгения Гришковца, где звучит схожая проблематика.

В ряде пьес, по мнению Павла Руднева, есть любопытная тема – пользуясь свободой, мы поняли, что несвободны в принципе: от природных, звериных инстинктов. Поэтому в современной драматургии возникает мотив отказа от телесности, стремления к строгости и рамкам в быту – например, в произведениях «Финист ясный сокол» Светланы Петрийчук, «Горка» Алексея Житковского.

Отвечая на вопрос, в чем заключается ценность искусства и как отличить хороший спектакль от плохого, критик сказал, что это субъективное решение

— Нет универсальной лакмусовой бумажки. Искусство меняется каждый день, — отметил Руднев. — Для меня его ценность измеряется тем, несет ли произведение новый смысл. Тогда это шедевр, а есть просто ремесло. Если говорить о форме, пытается ли автор задать вопросы самому искусству? Вступает ли его произведение в диалог с историей культуры, переосмысливает ли канонические установки, находит ли новые границы жанра?

Аудиторию интересовало также, насколько сложно и ответственно быть театральным критиком и какими качествами нужно для этого обладать.

– Благоволение. Я должен находиться в нулевой позиции по отношению к спектаклю, не ожидая ни провала, ни восторга – независимо от того, что знаю про автора, – ответил Павел Руднев. – Критик не критикует, у нас неправильное название профессии, он анализирует. Занимается формой, разбором пьесы, ее структурой и морфологией, а не содержанием, изучает, чем замысел отличается от воплощения, в то время как зритель смотрит только воплощение. Самое важное – заслужить доверие художника.

Опубликовав более тысячи статей на тему современного театрального процесса, внушительное исследование «Драма памяти. Очерки российской драматургии от 1950-х до наших дней» и другие книги, следя за всеми постановками даже в провинции, Павел Руднев может говорить о театре увлекательно и бесконечно. Поэтому отведенного на лекцию времени не хватило для того, чтобы ответить на все вопросы, поступившие во время онлайн-трансляции. Казалось, что время пролетело слишком быстро, как отметил ведущий Максим Линников.

Следующий эфир проекта «Мастера театра и кино» состоится в июне. Для того, чтобы задать вопрос спикеру, необходимо заранее зарегистрироваться на сайте Лаборатории театра и фольклора www.folk-lab.ru.


Больше в источнике: intermedia.ru


«Паранормальный Веллингтон» выйдет на more.tv
Выставка-форум CSTB Telecom & Media открылась 15 июня 2021 года в ЦВК «Экспоцентр». Событие проходит при поддержке Министерства цифрового развития, ...
подробнее
Вместо моря: 5 секретов комфортной зоны у бассейна
Летом не у каждого есть возможность и время отправиться на южный берег, но кто сказал, что купальный сезон отменяется? Идея ...
подробнее
В гостях у Пинк: экскурсия по новому дому певицы в Малибу с видом на океан за 13,7 миллиона долларов
Виллы на побережье потому и называются пляжными домиками, что как правило, не очень большого размера. Новое жилье певицы Пинк в ...
подробнее
Лолита Милявская призналась, что лежала в психиатрической клинике
57-летняя Лолита Милявская сделала неожиданное признание - в начале двухтысячных она провела два месяца в психиатрической больнице имени Кащенко.  Произошло ...
подробнее
На фоне слухов о расставании с Бородиной Омаров был замечен в кафе с экс-участницей «Дома−2»
На протяжении уже нескольких недель ходят слухи о том, что телеведущая Ксения Бородина находится на грани развода со своим супругом, ...
подробнее
Новости шоу бизнеса